Миграционный учет для граждан ЕАЭС в России: подробное руководство
Несмотря на упрощенный порядок въезда, миграционный учет для граждан Евразийского экономического союза остается обязательным. Все прибывающие в Россию должны сообщать о месте временного проживания в Министерство внутренних дел. За несоблюдение этого требования назначают административную ответственность. В статье мы расскажем про правила и нюансы процедуры, которые помогут избежать проблем с законом.
Содержание:
- Как встать на учет
- Как продлить учет
- Как снять с учета
Как встать на учет
Первый вопрос, который возникает у иностранцев, — сколько времени отводится на решение вопроса. Это зависит от гражданства:
- Представители Армении, Казахстана и Кыргызстана должны завершить процесс не позднее 30 дней после пересечения границы. По прибытию им выдается карта мигранта — ее нужно сохранять до отъезда из страны.
- Выходцы из Беларуси имеют в распоряжении 90 суток с момента въезда в РФ. Они освобождены от получения миграционной карты.
Сам процесс постановки на учет проходит в несколько этапов:
- Обратитесь к принимающей стороне. В большинстве случаев иностранец не может оформить уведомление самостоятельно — это должен сделать владелец жилья, где останавливается мигрант. Например:
— Администрация гостиницы или хостела.
— Работодатель — если человек ночует в служебном помещении, предоставляемом нанимателем.
— Гражданин России, владеющий квартирой или домом либо их частью.
— Иностранец, имеющий вид на жительство, — если он купил в РФ жилье.
— Гражданин России, зарегистрированный по месту жительства в помещении, где проживает иностранец. Этот вариант подойдет в случае, когда владелец жилплощади временно отсутствует.
Важно: иностранец может сам подать уведомление, только если собственник жилой площади — гражданин России и выразил на это согласие. Либо если мигрант сам имеет жилплощадь в России. В остальных ситуациях документ оформляет принимающая сторона.
- Попросите заполнить уведомление о прибытии иностранного гражданина. Для этого используют специальный бланк. В него вносят сведения об иностранце и принимающей стороне: данные паспорта, миграционной карты, адрес проживания и другую информацию.
- Доставьте уведомление в территориальный орган МВД по адресу жительства. Это можно сделать лично, через МФЦ или почтой, отправив заказное письмо. Если у принимающей стороны есть учетная запись на портале «Госуслуги», отправить бумаги получится онлайн.
- Получите подтверждение о постановке на учет. Сотрудники государственного учреждения должны поставить печать и вернуть отрывную часть бланка. Она служит доказательством, что мигрант выполнил законное требование.
Как продлить учет
Стандартный безвизовый режим для выходцев из государств ЕАЭС ограничивает их нахождение на российской территории 90 днями в течение каждого полугодия. Миграционный учет действует эти же 3 месяца. Когда указанный период заканчивается, необходимо покинуть страну либо подать заявление на продление срока пребывания. Однако для этого нужно иметь веские основания, которые можно подтвердить документально.
К наиболее распространенным причинам относятся:
- Получение вида на жительство. Это один из самых частых способов легализации.
- Оформление разрешения на временное проживание. Оно представляет собой промежуточный шаг на пути к ВНЖ и требует выполнения определенных условий.
- Трудоустройство в Российской Федерации, подтвержденное официальным трудовым договором с местной компанией.
- Поступление в высшее учебное заведение РФ, подкрепленное справкой о зачислении.
- Подача заявки на присвоение статуса беженца. Процесс его оформления достаточно длителен и сложен, а еще вынуждает предоставить убедительные свидетельства преследования на родине.
Список оснований не ограничивается только этими пунктами. Серьезные обстоятельства, например, тяжелое заболевание, которое препятствует возвращению на родину, также могут принять. В подобных условиях необходимо предоставить медицинские заключения о состоянии здоровья, доказывающие невозможность выезда.
Сама процедура продления состоит из простых действий. Нужно посетить подразделение МВД или МФЦ в течение трех рабочих дней с момента возникновения основания для продления. Почтовая отправка документов не допускается — необходимо личное присутствие. Сотрудники попросят вас написать заявление и предъявить подтверждающие бумаги. Доставить документы необходимо совместно с принимающей стороной, если таковая имеется.
Снятие с учета
Принимающая сторона обязана известить миграционные органы, если иностранец покинул место проживания. Для этого следует заполнить специальную форму на «Госуслугах» либо отправиться в отделение МВД или МФЦ. На месте госслужащие предложат заполнить уведомление об убытии и выдадут отрывную часть документа — ее стоит сохранить. На этом процедура заканчивается.
Также собрали для вас список компаний, которые могут помочь с оформлением документов.